Великие художники России

На экспедиционном собрании 18.02.2018г. в ходе подготовки к поездке летом 2018 года команда «Витязь» (командир Илья Красовитов) рассказывала о русских художниках, об истории возникновения русской живописи и о местах на планируемом нами маршруте, связанных с художниками.

Откуда есть пошла великая русская живопись? А началась она в то самое время, когда жил Сергий Радонежский, когда произошла великая битва с Мамаем на Куликовом поле, когда началось становление Руси и был разрушен кокон страха, сковывавший русский народ. В то время жили Феофан Грек и Андрей Рублев. Они, во многом под влиянием идей Сергия Радонежского, стояли у истоков объединения Руси и духовного культурного подъема. Ими применялась практика священнобезмолвия, практика умного сердца, переданные нам на Русь по ниточке православия из Византии.

                                                                                   Феофан Грек (1340-1410гг)

Родился в Византии, отсюда и прозвище Грек. Расписал за свою жизнь более 40 церквей в Византии и на Руси. Также рисовал иконы. В значительной степени образ Феофана Грека мифологизирован. Великий русский живописец. Обладал огромной силой духа.

Андрей Рублев был монахом. «Иконописец преизрядный и всех превосходящий». Из-под его кисти вышли соборы во Владимире (Успенский), Сергиевом Посаде (Троицкий), Москве (Благовещенский, совместно с Феонаном Греком), иконы «Спас в Силах» (1408г), «Троица». К работе над иконой «Троица» он шел всю жизнь. Молчал (сихазм) 20 лет. Рублев отсек ветхозаветный ряд и сосредоточил все на Троице: единстве Отца, Сына и Святого Духа. Знаменитый рублевский голубец – символ чистоты и нравственной силы духа. Чтобы это сделать, человек должен внутренне преобразиться – и это главный урок, который нам преподнес великий русский художник Андрей Рублев.

Далее идет европеизация Руси, Петр I «прорубает окно в Европу». Высшее сословие начинает увлекаться европейской живописью. В Петербурге создается Императорская Академия художеств (1757г), появляются талантливые студенты. Начинается эпоха Золотого века поэзии и живописи.

В 10 лет поступил в Академию художеств, но учителя спрашивали: «Чему тебя учить? Ты- гений!». Вышел из Академии с пригоршней золотых медалей. Совершенствует свое искусство в Италии. Считался лучшим живописцем в Риме. Шедевр – «Последний день Помпеи» (работал над ним 6 лет.

Предоставив в Академию художеств свой автопортрет, получил сразу звание академика (было в то время такое правило в Академии, если понравится картина, присуждают звание). Известен тем, что пошел наперекор тенденции не рисовать деревню и мужиков («дабы не испортить себе глаз»). Жил и рисовал в деревне, а выпускники его школы, которую он открыл для крестьян, поступали впоследствии в Академию художеств.

Прекрасный портретист. Его картины: «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», «Иосиф в темнице истолковывает сны фараона». 20 лет(!) рисовал картину Иисуса, приближающегося к толпе… Но в России эту картину не поняли… Полотно 6х7м. Через 6 недель художник умирает. А через 3 часа в его дом стучится посыльный от императора, который хочет купить это гениальное произведение…

Занимает исключительное место не только в русской живописи, но и в мировой. Маринист (тот, кто рисует море). Более 6000 картин нарисовал за свою жизнь. Дружил с адмиралами Корниловым и Нахимовым. В картинах своих прославлял величие и силу русского флота. А необычный стиль художника складывается в Италии. За 2 года – 40(!) картин: «Девятый вал», «Восход солнца в Феодосии», «Хаос. Сотворение мира» и др.

В начале 60-х годов XIX века в России происходят разные события (например, отмена крепостного права), а в живописи расширяются темы: быт, историческая живопись, религиозное направление, портрет, природа… Появляется новый формат – передвижные выставки для того, чтобы нести искусство живописи в массы людей. Таких художников назвали «передвижники».

В 20 лет поступает в Академию художеств. Портретист. Передвижник. Считает, что в лице заключено самое главное человеческое в человеке. Его картина «Незнакомка» - это Джоконда русской живописи. Главной темой поиска Крамского был Иисус. Образ Христа – готовность жертвовать собой за человечество, воля к победе над хаосом и тьмой.

В 7 лет произошло событие – приехал брат и привез краски. Илья рисовал до изнеможения, и когда мать забрала у него краски – он заболел, болел долго, почти умирал, и выздоровел только, когда краски вернули… Получил известность после картины «Бурлаки на Волге», затем уехал в Европу на 3 года. Получает звание академика. «Вершина передвижнического реализна» называли его современники. Его картины: «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» и др.

Должен был стать священнослужителем, но стал художником. Рисовать его научил отец, знавший эту тягу Васнецовых к искусству. Виктор Васнецов отправляется в Петербург в Академию художеств, его приняли, знакомится с Крамским и другими художниками. Его картины: «Нищие певцы», «Чаепитие в трактире», «Акробаты», «С квартиры на квартиру», «Аленушка». Расписывал Владимирский собор в Киеве. 20 (!) лет рисовал картину «Три богатыря». Легкий, светлый, умеющий удивляться… «Я только Россией и жил», говорил он о себе.

Получил признание после картины «Серый день». Передвижник. Его картины: «Днепр перед грозой», «Родина», «Тайга на Урале», «Горное озеро». Также рисовал старую Москву. Вместе с братом и М.Нестеровым расписывал Владимирский собор в Киеве.

Один из основателей школы русского пейзажа. Передвижник. Ставил перед собой задачу эстетического воспитания. Много рисовал Волгу. Академик Иператорской Академии художеств.

Дебютировал на 17-й передвижной выставке. Стремился показать нравственный идеал человека, который удалился от мира. Любимый герой его – Сергий Радонежский. Любимая картина – «Видение отроку Варфоломею». Множество его картин посвящались Соловкам, старообрядчеству. Расписывал храмы (Владимирский в Киеве, Александра Невского в Грузии, Московская Марфо-Мариинская обитель). Во время революции ситуация изменилась и раскрылся талант Нестерова, как портретиста.

Фамилия «Перов» возникло как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, который этим прозвищем отметил умение владеть пером для письма. В своих работах рассказывает о быте и радостях простых людей: «Тройка», «Охотники на привале». По заказу П.М.Третьякова исполнил ряд портретов русских писателей и ученых своей эпохи: И.С.Тургнев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский, В.И.Даля.

Русский художник, мастер пейзажной живописи. Учась без прилежания, он непрерывно рисовал на всех обрывках бумаги, которые только попадались под руку. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», «Украинская ночь», которые привлекают к себе внимание общественности. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам новые работы, в их числе «Христос в Гефсиманском саду» Куинджи занимался благотворительностью для ежегодных премий молодым художникам.

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. В Третьяковской галереи имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу».

Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность. С 1892 году началась целая серия портретов императорской семьи. После таких серьезных заказов появилось множество желающих запечатлеть свой облик на портрете, написанном именно Серовым.

В течение всей своей жизни он пишет картины по библейским сюжетам «Тайная вечеря», «Весть о Воскресении», «Христос в Гефсиманском саду», «Распятие». Исключение он делал только для портретов. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников – Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Льва Толстого.

Свою карьеру Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института в Александровском парке. К образу Богородицы он вернулся много лет спустя. Художник назвал свою картину «Богоматерь Умиление злых сердец»

Ссылка на файл презентации доклада