26 ноября 2017 года. Святые России и святые обители

На экспедиционном собрании 26.11.2017 г. в ходе подготовки к поездке летом 2018 года «Новосибирская» команда рассказывала о мире русских Святых и их обителей. Тема эта весьма обширна, но ребята сумели охватить в докладе самые известные личности святителей Руси и святые обители, в том числе располагающиеся по планируемому нами маршруту.

Значение слова «МОНАХ» - одинокий. Но настоящий монашеский подвиг состоит не только в том, чтобы соблюдать пост, находиться в уединении и молитвах. А подвиг в том, чтобы в этом уединенном состоянии постичь духовную природу себя и Божества, а затем раздать эту благодать, донести ее другим людям. Достигнув, поделиться.

Все святые люди совершили этот подвиг. Каждый по-своему.

«Отче Наш»

Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."

Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
Александр Пушкин

Преподобный Серафим Саровский (1754-1833 гг)

Россия явила миру человека огромного значения. Родился в г.Курск мальчик Прохор Мошнин. Всю его жизнь с ним происходили события, связанные с Богородицей. И всегда все его молитвы были обращены к ней. Трижды она исцеляла его от неизлечимых болезней. В 7 лет упал с колокольни и с ним ничего не произошло. Восемь лет служил в храме, а затем ушел в Саровский лес и жил там 17 лет, из них 3 года было столпничество – 3 года постоянных молитв изо дня в день, а затем еще и добавляется молчание. После того, как Богородица сказала отцу Серафиму, он стал принимать людей. Так наступил его второй этап подвига святых – делиться постигнутым с другими людьми. Все, что вещал Серафим Саровский о людях, о России, сбылось. Ушел в молитве. Канонизирован в 1903 году.

«Никогда не огорчайся и не огорчай»

«Стяжай мирный дух»

«Главное в жизни – радость!»

«Нужно бороться с унынием, так как это – гордыня человека, а перед Богом нужно быть смиренным» Вырастив в себе этот внутренний свет, отец Серафим с каждым им делился.

С именем отца Серафима навсегда неразрывно связана святая обитель Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, а находящиеся там его мощи даруют людям телесное исцеление и душевное просветление.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (1780 г.)

Монастырь расположен в селе Дивеево Нижегородской области. В 1760 году матушка Александра, (в прошлом рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова, которая в молодости лишилась мужа и дала обет посвятить свою жизнь Богу) шла из Мурома в Саровскую пустынь. Не дойдя двенадцати верст до Сарова, она остановилась отдохнуть в селе Дивеево и здесь, ей было видение Божьей Матери, которая обратилась к монахине со словами: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих». Так появилась Казанская община в Дивеево. Монастырь строился на протяжении полутора веков. К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря. Копать Канавку начал сам отец Серафим перед праздником Святой Троицы. Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. 1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся...

Оптина пустынь (основана в 1829 г.)

Оптина пустынь – это одно из самых почитаемых и намоленных мест Руси. Пустынь – означает место уединенных монашеских поселений. История возникновения названия пустыни говорит о раскаявшемся человеке по имени Оптин (позже – Макарий).

Отличие оптинского богослужения всегда заключалось в неторопливом, чётком прочтении молитв, легко воспринимавшемся людьми. А быт монахов и их скиты отличаются от других монастырей более строгим уставом, постоянным постом и молениями. Четырнадцать старцев, сменяя друг друга, несли непрерывную службу. Кто такие были «старцы»? Старец – тот, кто прошел духовный путь и учит теперь людей. Они осуществляют духовное руководство и наставничество. Народ потянулся к старцам, и очень многие люди говорили о «зове», который влечет туда.

Старцев всегда 14. На территории монастыря находятся мощи уже 12-ти старцев. От простых монахов их отличает дар особой рассудительности. Самый известный из старцев – Амвросий (его назвали Александром в честь А.Невского). Он знал 5 языков, сочинял стихи, был весел, шутил, обладал даром исцеления и прозорливости. Принимал всех людей (и мужчин и женщин) ровно 30 лет с 5 часов утра и до самой ночи.

Казанская Амросиевская пустынь Шамординский женский монастырь Шамординский женский женский монастырь расположен рядом с деревней Шамордино Калужской области. 1 (14) октября 1884 года, этот ден считается днем создания обители. Монахиня София стала первой настоятельницей монастыря. Под неусыпным духовным руководством Оптинских старцев обитель стала одним из крупных монастырей Россиской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия и разорения в 1923году. Монастырь был возрожден по указу Святейшего Патриарха Пимена 27 мая 1990 года. В монастыре особо почитаемы две иконы: Казанская и Спорительница Хлебов. Первая осталась в обители от монахини Амросии Ключарой. А икону «Спорительница Хлебов» заказал старец Амросий специально для Шамордино в 1890 году. В честь нее был построен храм.

Троице-Сергиева Лавра в г.Сергиев Посад (основана в 1337 г.)

На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Основатель ее – преподобный Сергий Радонежский. Его считают духовным собирателем русского народа. Вернул людям веру в себя – Русь победила в войне с Мамаем (в Куликовской битве), после того как Сергий Радонежский благословил Д.Донского на бой и послал с ним двух иноков. На своем примере показывал Сергий Радонежский, что такое святость. Разрушил кокон страха, сковывавший русский народ. Защитник и спаситель Руси святой!

А в смутное время Троице-Сергиев монастырь был духовной крепостью Руси, его оборона была символом крепости страны. Во время его осады в течении 16 месяцев происходили чудеса и явления, связанные с Сергием. Враг отступил, но окрестности лежали в руинах, и нищие находили приют в монастыре, вся его казна идет на помощь людям. Во время 1-й и 2-й мировых войн на территории монастыря были госпитали. 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник», весом 10,2 тонны. Годуновский колокол названный «Лебедь» сохранился до настоящего времени.

«Господь дает Земле великих святых тогда, когда они нужны».

Остров Валаам

Природа этих мест удивительна и величественна. Озера, спрятанные в глубине лесов… На острове в Ладожском озере стоит Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.

«…Корнями сосны оплели
Суровых скал шершавый камень,
На возвышении, вдали
Горит крестов соборных пламень.
Обитель, славная в веках
Своим незыблемым уставом,
Подвижниками в их скитах,
Игуменами с твердым нравом.
Здесь вечный подвиг, вечный пост,
Молитв священный шепот слышен,
Быт монастырский строг и прост,
А дух и светел, и возвышен…»

Время создания монастыря приблизительно совпадает с эпохой крещения Руси. Валаам воспитал замечательных подвижников год за годом, поколение за поколением. Несколько раз монастырь полностью разрушался войнами, пожарами. Восставал и заново отстраивался Петром Первым, Назарием из Саровской пустыни. Особенно своего могущества монастырь достиг при игумене Дамаскине (1795-1881гг). К концу XX века насчитывал 1076 человек. Вместе с Финляндией Валаам выходил из состава России, затем вернулся, всегда оставаясь на своем месте. «В сумеречное наше время нужны маяки!»

Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Монастырь расположен в 21 км от города Лодейное Поле на берегу Рощинского озера. Монастырь основан святым Александром Свирским в конце ХV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов – карелов, вепсов, чуди. За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум и Свирская психиатрическая больница. Восстановление обители началось в 1997 году. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского. И то, что во втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь (возник в 1420—1430-х годах)

Отец-основатель – преподобный Савватий Соловецкий.

В XVI веке расцвет Соловецкого монастыря был связан с Митрополитом всея Руси Филиппом II, а в следующие века, на этой закваске и за счет беспошлинной торговли солью Соловецкий монастырь процветает, что вызывало большую зависть. Монастырь заступался за бояр против опричнины и царя. И в годы никонианских реформ монастырь не подчинился.

В 1923 году после пожара в монастыре устроили лагерь для заключенных. Монахи в лагере были примером взаимопомощи и духовной чистоты.

Соловки – это непрерывный подвиг. Подвиг веры и благочестия.

Кирилло-Белозерский монастырь (основан 1397 г.)

История Кирилло-Белозерского монастыря началась с двух пришедших иноков, старца Кирилла (на тот момент мужчине было уже около 60 лет) и Ферапонта из Симонова монастыря. Авторитет Кирилла был очень велик, и он смог убедить местных жителей в бескорыстности его намерений. Постепенно слава о святом распространилась, и в монастырь потянулись паломники с пожертвованиями, которые дали возможность обители расширять свои владения. За 2 века монастырь стал крупнейшим.

В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать разрушений и сноса исторических памятников. С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2009 году часть икон, вывезенных из монастыря, была возвращена, но часть наследия по-прежнему остается в крупнейших музеях страны. В монастыре продолжают храниться мощи святого Кирилла Белозерского, которые героически сберегли монахи под страхом смерти.

 Ссылка на аудио мероприятия - часть 1

Ссылка на аудио мероприятия - часть 2