Индейцы и северные народы: традиции, быт, культура
«Племена Северной Америки: Традиции. Быт. Культура».
В силу обширных территорий Северной Америки и разных климатических поясов племена индейцев также существенно различались между собой.
Если, например, племена СИУ были воинственно независимыми охотниками на буйволов, то АЦТЕКИ преимущественно занимались земледелием. ПАЙЮТЫ были собирателями корней и личинок, ТЛИНКИТЫ же были рыболовами…
Тем не менее, в индейских обществах существует ряд общих черт. И одно их общее свойство – это взгляды на Природу и мир.
Мир Индейцев наполнен силами духов, связывающих их со всем мирозданием. И если европейцы склонны видеть в человеке существо высшее, созданное властвовать над природой, то для индейцев такое видение представлялось проявлением чрезмерной и беспредельной гордыни. Человек – брат всего сущего. Быть в гармонии с природой – правильно и справедливо, а нарушение гармонии влечет за собой несчастья, боль и смерть. Такое мировоззрение прослеживается в традициях, обычаях, культуре.
Табакокурение
Когда Великий Дух Вакан Танка создавал Духов природы, а также животных и птиц, он каждого наделил особой силой! К сотворению человека Великий Дух приступил в последнюю очередь. Специально для человека Он создал особое растение - табак, от одного запаха которого у других духов возникало непреодолимое желание завладеть им. И каждый из них просил Творца поменять дарованную ему силу на вновь созданное растение, однако, Великий Дух отказал им всем! Он сказал, что это подарок человеку, и только ему решать делиться табаком с другими духами или нет. С тех пор человек пользуется своим правом, и когда он хочет привлечь духов на свою сторону или задобрить их, он жертвует табак, закапывая его в землю, раскидывая по ветру или над речкой. Но самой сладкой жертвой для духов является дым от раскуренной трубки. Трубку для человека также сотворил и подарил Великий Дух, и сказал: покуда они будут пользоваться ей, они будут жить вечно, но как только о ней забудут - их род утратит корни и погибнет. С тех пор для всех индейцев курительная трубка является святыней, они готовы потерять все, что угодно, но только не трубку. Выкуривание трубки являлось очень важным и торжественным ритуалом, этим скреплялись все заключённые договора. Сама трубка была гарантией мира и символом братства!
Жилища
В общей сложности насчитывается около 20 видов жилищ индейских племен Северной Америки.
Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. По поверьям американских индейцев вигвам олицетворял собой тело Великого Духа. Округлая форма жилища символизировала собой мир, а человек, выходящий из вигвама на белый свет, должен был оставить позади себя все плохое и нечистое.
Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов. Покрытие сшивают из кож бизонов или парусины. Сверху оставляют дымовое отверстие.
Хоган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Как правило, дверь хогана обустраивается на его восточной стороне, поскольку индейцы уверены, что при входе через такую дверь солнце обязательно принесет удачу в дом. Навахо считали, что первый хоган для первого мужчины и женщины был построен духом-Койотом при помощи бобров. С хоганом у индейцев были связаны многочисленные поверья. Например, нельзя было продолжать жить в хогане, о который терся медведь, или неподалеку от которого ударила молния. А если в хогане кто-то умирал, то тело замуровывали внутри и сжигали вместе с жилищем, либо выносили его через северное отверстие, пробитое в стене, а хоган покидали навсегда.
Пуэбло – древние поселения индейцев пуэбло. Замкнутое сооружение, построенное из песчаника или сырого кирпича, в виде крепости. Жилые помещения располагали уступами в несколько этажей – так, чтобы крыша нижнего этажа являлась двором для верхнего. На верхние этажи забирались по приставным лестницам через отверстия в крышах.
Внутри индейского жилища почти нет мебели. Утрамбованный земляной пол, ровный и гладкий чисто подметен и застелен мехами, шкурами или циновками. В центре жилища располагался очаг, огонь в котором ярко горел в течение дня и немного притушался на ночь. Огонь считался божественным даром, и за ним следили особенно тщательно. Он символизировал солнце, а жилище вокруг него – вселенную; дверь дома или вход в палатку был обращен на восток – навстречу первым лучам восходящего солнца.
Одежда
Индейские племена отличались друг от друга традициями, культурой, способом жизни. И поэтому Одежда индейцев была разной в зависимости от способа жизни, ситуации и погодных условий. К примеру, Племена равнин, а также северных и восточных районов носили больше одежды, чем племена, жившие в теплых южных районах. Где ходили практически без одежды.
В обычные дни, собираясь на охоту, индейцы одевались просто и удобно. Повседневная одежда состояла из набедренной повязки- сшитая из кожи или леггинсов и мокасин и ноговицы, напоминающие современные гетры. Такая обувь позволяла им бесшумно приблизиться к добыче или врагу. Но в то же время она защищала от многочисленных ядовитых змей и насекомых.
Но для проведения ритуалов, в торжественные моменты индейцы наряжались богато и красочно. Традиционная кожаная одежда была украшена иглами дикобраза, перьями. позднее бисером. Рубахи отделывались бахромой —из длинных полосок кожи, или из шкурок горностая, или из скальпов.
Все женщины были искусными мастерицами и ткачихами. На импровизированных станках они изготовляли рубахи, пояса, платья, и покрывала.
Дети до 5–6 лет бегали нагишом, имея на ногах лишь обувь, поскольку вокруг было много гремучих змей и других опасных существ. Считалось, что взрослые наряды они достойны носить только тогда, когда усвоят правила поведения и обучатся необходимым навыкам.
Практически все индейцы носили длинные волосы. которые перехватывали ремешком и украшали перьями. Самыми популярными причёсками были косы. Индейцам нравилось носить головные уборы. Самый популярный из них – это венец из перьев. Его имели право носить исключительно вожди или прославленные воины.
Венец изготавливался из орлиных перьев или перьев беркута. Брали самые красивые перья из хвоста хищных птиц. В племени даже существовала должность ловца орлов, который затем плёл венец. На изготовление одного убора уходило несколько месяцев…
Раскраска для индейского народы была традицией, она служила им магической защитой. Одежда, украшения и предметы являлись образцами выдающегося мастерства индейцев. Их постоянный контакт и общение с миром живой природы, Божеств и священных духов был нескончаемым источником творческого вдохновения.
Питание
Индейцы Северной Америки и земля, на которую им посчастливилось прийти, дали нам кукурузу, тыкву фасоль, подсолнечник, картофель, помидоры, все виды перцев, какао, ваниль, ананас, море орехов, табак и еще много всего. Питание североамериканских индейцев базировалось на сельском хозяйстве (а оно, в свою очередь, на «трех сестрах» - кукурузе, тыкве и фасоли), собирательстве (около 1000 видов растений!), рыбной ловле и, конечно же, охоте.
Мясо индейцы ели как свежеприготовленное, так и консервы - пеммикан. Как само слово, так и рецепт приготовления активно использовали впоследствии полярные исследователи и не только они.
Из сладкого - дикий мед, добыть который было достаточно рискованным делом, а сбор кленового сиропа, это вообще особое действо, которым занималось все племя.
Ну и, конечно же, в благодарность за дары Природы, индейцы всегда устраивали Праздник. Праздники были посвящены каждой конкретной культуре: Праздник тыквы, фасоли, клубники, жёлудя, клёна… Кукуруза считалась Божеством и был Праздник зелёной кукурузы, свежесобранной, молодой, спелой и т.д. и т.п. Еда для индейцев – религиозный обряд, перед едой надо было поблагодарить Создателя и души животных, отдавших свою жизнь.
Типы передвижения
У североамериканских индейцев были следующие типы передвижения:
- пешком при использовании волокуши (или саней в северных районах). Волокуша - 2 палки, соединенные между собой двумя концами, а остальные 2 конца волочились по земле.
- на волокушах и санях при помощи собак (в основном в северных районах);
- на волокушах при помощи лошадей (когда они появились на континенте). Для индейцев, которые рыбачили и охотились в лесу, лошади были не особенно нужны, но для индейцев прерий лошади стали настоящей страстью.
- по воде индейцы перемещались на каноэ. Каноэ – это коронка индейцев. Их делали легкими: из кожи и коры деревьев и использовали не только для путешествий и рыбной ловли, но и в качестве укрытия от непогоды, а на охоте можно было с их помощью подбираться к добыче, накрывшись каноэ.
Интересно, что КОЛЕСО у индейцев в быту не применялось, хотя они о колесе знали, это подтверждают находки игрушек. Существует 2 версии, почему не применялось колесо: 1-я версия – это рельефно-климатические условия (болота, горы) и отсутствие тягловых животных и дорог, а 2-я версия – это то, что на колесо было табу: жрецы, «видящие» были осведомлены о так называемой «тупиковости» технологической цивилизации – Человек на этом пути духовно не растет, становясь рабом приспособлений, а колесо является одним из них.
Танцы. Музыка
Человек, впервые слушающий индейскую музыку, может быть озадачен своим новым опытом.
Он может возразить: что все звучит одинаково, что у них на все одна мелодия и в конце серьезно спросить: «Ну разве это музыка?». Но на самом деле она очень разная и меломан, открывшийся новому опыту будет вознагражден! К сожалению, очень поздно озаботились сохранением этого удивительного культурного наследия. В нашем докладе вы можете увидеть уникальную запись конца 19-го века - “Танец племени сиу” 1894 г, послушать колыбельную племени Криков в оригинальном исполнении и колыбельную племени Лакота в современной обработке. Гармоничное сосуществование с природой, глубокое чувство прекрасного иллюстрирует «Песня счастья» племени Навахо. В представлении индейцев животные являются посредниками между творцом и человеком. Мы можем найти песни, посвященные практически всем животным существующим на американском континенте. Послушайте «Танец быка» племени Кайова. Как пример военной песни предлагаем песню воинственного племени Хопи. Также отдельно взятый язык в песнях индейцев, как средство восприятия реальности, накопления и передачи опыта иллюстрирует нам уникальность народов Северной Америки.
Похоронные обряды и посвящения
Индейцы относились к смерти, как к части цикла, а не как к конечному пункту. Смерть для них была началом Путешествия к следующей жизни. Что касается самих похоронных обрядов, существует много свидетельств того, что североамериканские племена использовали все известные методы захоронения. Это наземные, воздушные, водные, кремация, мумификация.
3000 лет назад в основном это были кремация, захоронение в скалах, а также захоронение в маундах или курганах, в них хоронили прах, растолченные кости или мумии вождей племен.
И как раз позже, с приходом второй волны поселения на материк Северной Америки, с появлением множества племен, разнообразие похоронных обрядов тоже выросло.
Интересен обряд воздушного погребения, когда хоронили путем помещения тела на помостах, построенных на деревьях, как бы в воздухе, с целью предания тела воздуху, свету, дереву.
Индейцы не боялись смерти, и когда приближался этот момент, индеец начинал петь. Это была его личная, самая главная песня, к исполнению которой он готовился всю жизнь.
Праздники
Все праздники и ритуалы у индейцев связаны с наиболее важными событиями в жизни каждого индейца: рождение, взросление, свадьба, смерть. Было множество ритуалов и обрядов, связанных с животными и птицами. Соприкасаясь с ними, индейцы надеялись укрепить силу, впуская в себя дух этих более совершенных (по сравнению с человеком) животных.
У индейцев также устраивалось огромное количество сельскохозяйственных праздников. Индейцы говорили: Люди удостоены чести помогать богам вращать колесо жизни вселенной. А помощь богов нужна в земледелии.
Один из необычных праздничных ритуалов называется ПОТЛАЧ. (в переводе с языка «чинук» означает «давать»). Это ритуальное раздаривание имущества. Это могла быть церемония демонстративного обмена дарами, а иногда просто уничтожения «излишних» материальных ценностей.
Цель ПОТЛАЧа – продемонстрировать гостям или недругам свое пренебрежение к имеющемуся богатству, показать свое величие. Обычно вся тяжесть последствий ложилась на все племя. Но зато об успешно проведенном ПОТЛАЧе помнили и рассказывали годами, укрепляя авторитет клана или племени. Марксистско-ленинская теория говорит об этом ритуале так: это проявление так называемой «престижной экономики», суть которой в постоянной циркуляции избыточного продукта.
Индейцы Сев.Америки жили в гармонии с окружающим миром и самими собой!
«Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор. Я не нашел никого, кто не был бы моим другом». (индейская поговорка)
«Народности Севера: Традиции. Быт. Культура»
Надо быть мужественным,
чтобы жить на этой земле!
Надо иметь щедрое сердце,
чтобы любить Север!
Народности, рассеянные на снежном пространстве сходны между собой в укладе жизни, одежде, еде, традициях и праздниках, танцах и музыке.
Коренные народы Крайнего Севера(КС) условно делятся на 4 группы:
1.Тунгусо-манчжурские языки-Эвенки, Эвены, Нанайцы, Ульчи, Удэгейцы, Негидальцы, Ороки
2.Самодийские языки-Ненцы, Селькупы, Нга-Насаны, Энцы
3.Палеоазиатские языки-Чукчи, Коряки, Нивхи, Ительмены, Эскимосы, Юкагиры, Чуванцы, Алеуты, Кереки
4.Тюркские языки-Долганы, Саха(Якуты)
Транспорт, жилища
Основным средством передвижения кочевых народов КС являются олени. Они очень ценятся и являются гордостью всего рода. Нарты изготавливаются мужские и женские, а также специальные грузовые для перевозки поклажи.
Традиционным жильем кочевых народов Севера является чум. Интересно, что место для установки чума выбирают мужчины, а женщины устанавливают чум! Жизнь народности Саха немыслима без лошади, уникального, чрезвычайно неприхотливого и выносливого животного. В зимнее время для передвижения использовались лыжи, подбитые камусом.
Народности Саха жили в бревенчатых балаганах, которые еще называют Якутские юрты, а с 20 века начали строить избы. Арктические охотники на морского зверя ставили свои жилища из плавникового дерева с использованием крупных костей животных (китов, моржей), а также иглу, как временное жилищи для ночёвки или переживания непогоды. Еще одно средство передвижения зимой это собачьи упряжки. Собака для народов КС — это верный друг и помощник. Вожак собачий упряжки являлся гордостью хозяина и готовился не менее трех лет. По воде передвигались на байдарах – лодках с деревянным каркасом, обтянутых кожей. В них же охотились на китов и моржей. В отношении жилища и транспорта все народы КС отличались рациональностью и адаптивностью к местным условиям.
Одежда
Одежда народов КС, живущих в суровых климатических условиях, должна была обеспечить, комфорт, тепло, удобство в работе и передвижении. Для выполнения всех этих условий одежда была многослойной. Изготавливалась она из местных материалов, которые обладали хорошей терморегуляцией и гигроскопичностью. Одежду подпоясывали поясами, на которые развешивали ножи. Не забывали жители Севера и о красоте своей одежды, украшая ее орнаментом. Он нес и функцию оберега защищая своего владельца от различных напастей.
Питание
Кухня народов КС весьма специфична и питательна. Сама природа обеспечивает человека таким составом пищи чтоб он мог выжить в суровых условиях. Пищей служили звери, рыба, молочная продукция, северная ягода. Народы КС не употребляли в пищу грибы, считая их едой оленей. А вот свежее мясо оленей богато макро- микроэлементами и защищает народы Севера от такого заболевания как цинга
Праздники
Жизнь народов Севера немыслима без праздников! Одни племена занимались охотой, другие оленеводством, третьей рыболовством. И это сыграло решающую роль в формировании коренных ритуальных праздников. День Солнца или день оленя основной праздник оленеводов. Проводится в день весеннего солнцестояния при большом стечении народа со всех окружающих областей. Единственный день в году, когда кочующие народы встречались друг с другом. Медвежий праздник очень важен для тундровых и таежных охотников. Медведь олицетворяет высшую справедливость и является хозяином тайги. После охоты выполняется специальный обряд встречи и провода зверя. У народов Саха самый главный, сакральный, ритуальный праздник Ысыах, что означает изобилие. Проводиться в середине лета и считается встречей нового года у народов Якутии. Сопровождается ритуальным распитием кумыса и хороводом (Осуохай).
Похоронные обряды
Народы КС имеют и свои погребальные обряды. С древнейших времен тела придавались четырем стихиям: огню, воздуху, земле или воде. Одно из распространённых погребений это воздушное, когда тело поднимали высоко над землей и оставляли на деревьях или специальных помостах. До похорон, вовремя и после совершались определённые обряды. Не один народ не оставлял без попечения своих умерших.
Песни, танцы.
Умение петь, играть и танцевать народы КС считали великим даром. По любому поводу сочинялась песня. Одной из особенностей является подражание в песнях и танцах природе. Два самых главных музыкальных инструмента это бубен и хомус. Народы севера верили, что хомус согревает сердца людей, развевает их мрачные думы, гасит печаль и приближает теплые, весенние дни. Танцы народов Севера выражают характер, быт, обряды, праздники, традиции, обычаи, краски природы, повадки птиц, короче все многообразие окружающего мира. Своими танцами они рассказывают о своей жизни. Самый популярный и распространенный танец у народов Саха это Осуохай. Он символизирует пробуждение природы, встреча с солнцем, радость труда, отношений людей в обществе и в семье!