Индейцы и народы севера: культурный код, шаманы, вожди, символизм и влияние цивилизации

Север России

Культурный код —  это  уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков. Культурный код народов Севера России  составляют всеобщие основы существования, мировоззрение народа, высшие духовные и нравственные ценности, традиционный жизненный уклад народа. Народы Севера   в результате долгого   приспособления  и   накопления знаний  выработали бесценный опыт выживания и ведения хозяйства в экстремальных условиях.  В основе их  культуры  лежит «породнение» человека с  природой. Каждая  травинка,  цветочек,  ручеек,  реки,  озера,  леса,  поля,  горы,  все это части Матери-природы, которую  народы Севера обожествляют.    С учетом того, что  народы Севера стремятся передать накопленный опыт предков новому поколению и  сохранить свою культуру, язык, традиции  для сохранения их культурного  кода  требуется немного  -  сохранить   их  исконную   среду   обитания и возможность   вести    традиционный  образ   жизни. 


Говоря о вождях северных народов, мы чаще всего подразумеваем глав родов, нежели племён, которых русские стали называть князьцами. Это объясняется тем, что большинство кочевых народов севера в мирное время живут преимущественно семьями, кланами, родами, а во времена войн или конфликтов объединяться в более крупные образования. Одним из  вождей  был Тыгын (Дыгын) Дархан - великий вождь или даже царь якутского народа, который объединил под своим началом все якутские племена вокруг себя. Для настоящего вождя смыслом его жизни является благо его народа и сохранение незыблемости законов. И в этом ему всегда помогает шаман.


Шаман занимает в жизни народов севера одно из ключевых мест, без его одобрения не принимается ни одно важное решение. Он является посредником между мирами. Его задачи многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления от болезней и так далее.  Также шаман должен провожать души, умерших в иной мир. 

В далекие времена люди не отделяли себя от природы, видели в животных и растениях себе подобных. Это одушевление описывается сегодня таким понятием как тотемизм. Возникает потребность в различении (обозначении уникальности и неповторимости) на уровне племен, родов, кланов. Также всегда существует потребность в защите и обереге. Эти функции и выполняет тотем. Для народов крайнего севера это, как правило, реально существующее животное или птица (олень, медведь, волк, тюлень, некоторые виды северных птиц). Фрагменты и частички самих тотемных животных и птиц часто являются предметами почитания и поклонения. Их образы вырезают из кости, символически изображают на предметах утвари, на одежде и элементах жилищ. Символизм как таковой присутствует и в мировоззренческой картине народов севера, и в элементах культуры этих народов.

Народы крайнего севера оказались уязвимы при встрече с цивилизацией: ухудшение экологии, безработица в поселках...  И как советская власть не старалась изменить их образ жизни, тем не менее, народ возвращается к своим корням. Охота, рыбалка, оленеводство, вот главная составляющая их жизни и выживания.

Несмотря, на то, что у народов Крайнего Севера наблюдается естественный прирост, малочисленность делает их наиболее уязвимыми. Поэтому народы Севера нуждаются в особых мерах по защите их образа жизни и среды обитания, по охране здоровья.

Индейцы Северной Америки

Вождь индейцев – обладает силой и мудрость. Он был примером для своего народа. В первую очередь вождь – это воин, защитник своего племени. Вождь – это охотник, он прекрасно понимал, что необходимо занять свое население трудом и подготовить запасы к зиме. Вождь – это правитель, распределяющий обязанности и соблюдающий равноправие. И люди доверяли вождю, так как считали, что великий Дух руководит им.


Индейцы Северной Америки считали, что Дух находится везде, что он видит и слышит, что творится в уме и сердце человека. Они верили, что Дух воплощён в камнях, растениях и животных, а также в различных знаках и символах. И через символы они старались передать все свою жизнь. Символами они обозначали свои владения. Символы носили на тело человека, и по ним можно было узнать, к какому племени относится человек, какое его тотемное животное  или какими качествами он обладает. А также во время сражения символы наносились на тело воина и лошади не только для устрашения противника, но и для усиления боевых качеств.


Шаман – человек, по собственному желанию впадающий в измененное состояние для проникновения в скрытую реальность для приобретения знаний, сил и возможностей, применяемых только во благо других людей. Чтобы стать шаманом необходимо было услышать призыв свыше, а также иметь личную силу и способности к этому, а также доверие к тому, что будет происходить с ним. Шаман обладал разными способностями, он мог видеть прошлое и находить предметы, мог определить нахождение врагов и приносить удачу в войне, изменять погоду. Шаман понимал язык животных и птиц, толковал сны, исцелял людей. Проводил ритуалы.

 
Индейцы Северной Америки свято чтили Земли, где родились их предки. Индейский народ общался с Духами Природы. И этот контакт у них происходил через тотемы. Тотем был связующим звеном между Природой и человеком. Само слово «тотем» взято из языка индейского племени Оджибве и означает РОД. Индейцы Северной Америки  свято  верили в то, что их

Род произошел от древнего предка: животного или птицы, а  в некоторых племенах это были и мифические животные, индейцы называли племя  по имени соответствующего тотемного животного, а  его символическое изображение становилось знаком, гербом племени. Символ тотемного животного вырезался на деревянном фрагменте, и первоначально находился в жилище. Это были предшественники первых тотемных столбов. Индейцы считали, что слабый и беспомощный в борьбе с природой  человек, видящий в животных и в остальной природе более сильных, чем он сам, искал союза с ними  и просил у них Покровительства.


Каждый этнос живет и развивается при условии сохранения и в памяти народа и передачи из поколения в поколение своих культурных традиций и ценностей, т е своего культурного кода. Культурный код - это  то, что отличает этот народ от другого; то, что определяет своеобразие национального менталитета, психологию, характер народа. К этому можно отнести жестовый язык, система имен, письменность. Индейцы сумели создать собственное, ни на что не похожее , самобытное искусство- рисунки на стенах, религиозная символика, росписи на вигвамах, тотемы, керамика, вышивка бисером и многое другое. Раз в год в знак духовного единения своего народа индейцы проводят фестиваль ПАУ-ВАУ. На нем индейцы представляют свое культурное наследие в виде музыки, танцев, пения, ремесел и обрядов. Участвовать могут только коренные индейцы.


На момент первых контактов с европейцами на территории США проживало около 400 индейских племен. Численность крупнейших племён не превышала нескольких десятков тысяч человек. Традиционно считается, что до прихода испанцев население континента составляло от 20 млн. В первые 130 лет после прибытия Колумба погибло 95%  коренного населения Америки.
Демографический спад следует искать в двух факторах: политике завоевания (война, крах экономической деятельности и значительные перемещения населения) и болезнях. Современную демографическую ситуацию среди коренного населения США, безусловно, характеризует ряд положительных тенденций, наиболее важные из которых — устойчивый рост численности индейцев и увеличение продолжительности их жизни.


Западная цивилизация, стоящая на более высокой ступени развития европейцев, не могла не оказать влияние на коренные народы Америки. Оно  прервало естественный ход развития  индейских племен. Традиционный уклад, выражавшийся в  мотыжном  земледелии, собирательстве, охоте и рыболовстве, подвергся коренным изменениям.  Испытанием для них  стало то, что столкновение  с «цивилизацией» было таким двойственным! Да, она принесла с собой достижения научно-технического прогресса,облегчившего повседневную жизнь индейцев, но при этом лишила большей части территорий, дала образование, но при этом привела к кризису традиционного мировоззрения.

Индейцы говорят: « Мы потратили все свое время на изучение обычаев белых. Мы усвоили их, но мы потеряли многое из своего индейского наследия. Сейчас мы пытаемся восстановить то, что было утеряно». Они по-прежнему ощущают себя частью природы, несмотря на все блага цивилизации, среди которых они теперь живут.